На этой неделе в российский прокат выходит новый фильм Федора Бондарчука «Притяжение». Подробности об этом проекте до последнего держатся в секрете, понятно только, что фильм рассказывает о нашествии внеземных цивилизаций в Москву. В преддверии премьеры картины ELLE вспомнил предыдущие режиссерские работы Бондарчука. Их мало, но каждая из них на вес золота. Более того, судя по бюджетам, и это в буквальном смысле.

«Девятая рота»

2005

Режиссерский кинодебют Бондарчука, который получил на весь экран (широкий в буквальном смысле — потому что фильм пошел везде), в целом, был признан хорошим. Как в коммерческих отношениях (кассовый рекордсмен-2005, колоссальные сборы, толпы у билетных касс), так и в художественном. «Девятая рота» был вполне убедительным, и в ней было все в правильной пропорции — и военные драмы, и патриотизм, и человеческие истории, и романтики, финансовые и бизнес-район. Бондарчук малость переборщил с заведомо клиповой эстетикой, чем его мягко упрекали критики. Но. Во-первых, «Девятая рота» — массовый продукт, но такой стиль в середине года был до сих пор. Во-вторых, известно, что болезнь всех дебютанта — попытка «впихнуть невпихуемое», поиграть все мышцы сразу, показать все, что может. Кроме всего прочего, ленты, открыла путь в большой звезды всей «роте» молодых актеров. Кто и как с пусть этим заранее, это другой вопрос. Но шанс Артуру Смольянинову, ‘ Чадову, Константину Крюкову, Ивану Кокорину, Михаилу Евланову, Артему Михалкову предоставлен был.

«Обитаемый остров»

2008

Второй проект Федора Бондарчука был еще больших размеров, чем «Девятая рота» — и в смысле производства, и в некотором смысле творческие амбиции. «Гламурный режиссер позволил, чтобы за культовую книгу советской интеллигенции» — как реакция на «Обитаемый остров» не была единичной. Опасения адептов поклонников одноименного романа Стругацких что-то сбудется, что-то нет. Фильм и действительно вышли яркие, сочные, рисунка, фантазии, и в то же время очень убедительно. Очевидно было и бережное отношение режиссера к первоисточнику. Точки над «i» расставил Борис Стругацкий, публично заявивший, что лента ему понравилась.»Фильм очень понравился, я считаю, что счастье для режиссера. Картина снята очень близко к тексту, герои, как правило, очень хорошо», — сказал писатель после выхода фильма. И он даже добавил, что если бы сам взялся за корабли, то знал бы, что добавить на которую Бондарчуком. Кроме того, Борис Стругацкий остался доволен игрой Василия Степанова (в исполнении Максима Каммерера), к которому у критиков были вопросы (публика, особенно ее женская часть, претензий к Степанову не было). «Максим Каммерер такой, как мы его понимали», — удивил всех поклонников писателя. Как «Девятая рота», «Остров», дал старт в жизни новичка, что сам Степанову, так же, как Юлия Снигирь. И если Василий Степанов, помелькав, исчезла с радара, то Снигирь держал и очень сегодня востребована.

«Сталинград»

2013

Этот фильм окончательно утвердил Бондарчука в состоянии режиссера, который способен в любой сказке рассказать, как эпик. Тем не менее, Сталинградская битва сама по себе является событием, к которому они относятся только эпические свойства. Отсюда двойной риск, потому что на площадке за военный сюжет, тем более такой, нужно иметь мужество. Бондарчук этот вызов принял, кроме того, в предыдущих картинах уже не рисковал, в «Девятой роте» замахнувшись на афганскую тему, и в «Обитаемом острове» — культовый роман. Это, видимо, был и личный вызов Бондарчука — после неоднозначно принятой «Острова», чтобы показать всем, что он не обязан применять право на режиссерское кресло. Приглашенные западные звезды (пусть это будет A-list, но все же), музыка большого Замка Бадаламенти, масштаб батальных сцен, огромный бюджет — «Сталинград» вышел настоящим колоссом, но только не на глиняных ногах. В общем, что бой Федор Бондарчук выиграл, по крайней мере, в коммерческом смысле — «Сталинград» стал невероятно кассовым хитом, заработав более 50 миллионов долларов. То есть зрители фильм приняли. Что на печати, отзывы были разные, и негативные критика обычно направлена на тезису «изображение есть, содержания нет». Бондарчуку, похоже, никогда не избавиться от клейма «гламурный режиссер». Но стоит ли обращать на это внимание?

Материалы на темы

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ