В минувшие выходные были подведены итоги 67-го Берлинале — первый из «большой тройки» (Венеция — Канны, Берлин) самое начало фестивалей европейского континента. Жюри основного конкурса во главе с голландским режиссером Полом Верховен действовал в унисон с общественным (и, что совсем редкость, критический) отзыв, наградив Золотой медведь — приз лучший фильм Берлинале — максимально удаленных от повестки дня драма «О теле и душе» венгерки Ильдико Эньеди.

«О теле и душе»

Когда-то давно, в 1989 году, выиграв Золотую камеру » в Каннах за лучший режиссерский дебют («Мой XX век» с Олегом Янковским), Эньеди не напоминал о себе с того самого XX века, и хотя с мелодрамой, поставленной пейзажами будапешта, на бойнях, покорил и зрителей Берлинале является крупнейшим из мировых фестивалей, открытых для широкой публики, и его авторитетное жюри (где, вместе с Верховеном, заседали актеры Мэгги Джилленхол и Диего Луна», режиссер Ван Цюйанань и художник Олафур Элиассон).

Ильдико Эньеди

Еще две престижные награды Берлинале — Гран-при жюри и приз Альфреда Бауэра за «открытие новых перспектив в киноискусстве» — взял на себя драмы «Фелисите» малоизвестного сенегальца Алена Гомиса и триллеру «Следы зверей» именитой полячки Агнешки Холланд, выступившей с пламенной речью о важности как фильм, так и новые перспективы в нем. И вот еще один отмеченный жюри ветеран, финн Аки Каурисмяки, за свою цену — Серебряный медведь лучшему режиссеру не вышел, якобы обидевшись на то, что это было не главное.

Ален Гомис

Agnieszka Holland

Полностью игнорируя взятые в конкурсе англоязычные фильмы (такие как «Ужин» Орена Мовермана и «Вечеринки» Салли Поттер), Серебряных медведей лучшим актерам жюри вручило австрийцу Георгу Был («Белые ночи») и кореянке Ким Мин-хи («Ночью у моря один»), Серебряный медведь за лучший сценарий предложил распилить чилийцам Себастьяну Лелио и Гонсало Масе («Фантастическая женщина»). Те, или другие призы присуждались еще в двух десятках категорий, но наиболее яркие из них — приз ассоциации кинокритиков FIPRESCI получил опять Эньеди с «О теле и душе».

Георг Фридрих

Ким Мин-хи

Открыл 67-й Берлинале байопик легендарного гитариста Джанго Рейнхардта, и самой громкой из фестивальных премьер-министр единогласно признан «Логан» — голливудский блокбастер, в котором Хью Джекман официально попрощался с сделавшей ему имя роли Росомахи, и неожиданно нарвался на лучший печать в своей карьере. Вовсю рекламируются как программное заявление, X-men, «Логан» выйдет в прокат уже через две недели и преуспев в нем, безусловно, ускорит экранную встреча Росомахи и Дэдпула (благо эта идея симпатична и Джекману, и Райану Рейнольдсу).

«Логан»

Внимание, в берлине, в программе будущих оскаровских номинантов — профессия, прямо скажем, неблагодарное (Берлинале — не Канны и не TIFF), хотя пример с прошлого года учит, что все возможно: открывавший фестиваль «да здравствует Цезарь!» номинирован за лучшие декорации, а также что он был награжден Золотым медведем «Пожар на море», утверждает, что «Оскар» лучшему документальному фильму. Будет следовать ли по их следам, Эньеди, Каурисмяки или, чем черт не шутит, «Logan», мы узнали только на один год, и вот как выглядит полный список лауреатов основного конкурса 67-го Берлинале:

Золотой медведь — «О теле и душе» Ильдико Эньеди

Серебряный медведь (Гран-при жюри) — «Фелисите» Алена Гомиса

Серебряный медведь (Приз Альфреда Бауэра) — «Следы зверей» Агнешки Холланд

Серебряный медведь лучший режиссер — Аки Каурисмяки, «По другую сторону надежды»

Серебряный медведь за лучшую мужскую роль — Георг Фридрих, «Белые ночи»

Серебряный медведь за лучшую женскую роль — Ким Мин-хи, «Ночью у моря один»

Серебряный медведь за лучший сценарий — Себастьян Лелио, Гонсало Мяса, «Фантастическая женщина»

Серебряный медведь за выдающиеся художественные достижения — Дана Бунеску, «Ана, любовь моя» (установка)

Материалы на темы