О постановке Максима Диденко и команды Ecstátic «Черный русский» в 2016 году говорила вся Москва. По задумке режиссера зрители получают на импровизированные поминки, и они становятся их непосредственными участниками. В первые недели осени социальные сети наводнили сотни селфи в масках лисы и олени, выдается всем гостям при входе в особняк Спиридонова, а под ними — восторженные хэштеги. Убедительный успех, не так ли?

ELLE расспросил «жителей дома Троекурова», что они сами думают об игре

Равшана Куркова — Маша

«Черный русский» — атмосферная история, восприятие которой построен в основном на чувственном уровне. Зритель как будто погружается в мечты Дубровского, Троекурова или Маши и становится участником событий. Это очень «живая» конструкция, каждый спектакль уникален и не похож на предыдущий».

Анна Рай — Дуня

«Для зрителей это простая история, потому что они сами становятся неотъемлемой частью спектакля. И некоторые не до конца понимают, как себя вести. Но от его непредсказуемого поведения и зависит следующий ход спектакля».

Станислав Румянцев — Дубровский, кучер

«Каждый актер был простая задача: простроить линии вашей фигуры от выхода из гримерки и до конца спектакля. Режиссер нас не только привело, и то, что вы видите-это результат работы каждого из нас».

Слева направо: Надежда: куртка, рубашка, брюки, пояс, браслеты, все — Chanel часы J12-XS, керамика, сталь, бриллианты, Chanel; на Марате: пиджак, брюки, рубашку, все — собственность Марата; Анна: куртка, футболка, юбка, сапоги, все — Chanel; кольцо Coco Crush, белое золото, бриллианты,Chanel Fine Jewelry, Мария: рубашка, брюки, пояс, сапоги, все — Chanel; носки, Calzedonia; кольцо sculpted Оникс Camelia, белое золото, оникс, бриллианты, Chanel Fine Jewelry. Слева направо: на Юлии: блуза, юбка, браслеты, все — Chanel; на Василии: пиджак, Paul Smith; брюки, H&M; рубашка, Брунелло Cucinelli, на Равшане: платье, Chanel; туфли, Christian Louboutin; кольцо Coco Crush, белое золото, бриллианты, Chanel Fine Jewelry; на Станиславе: пиджак, H&M; брюки, Paul Smith; рубашки, в собственности Станислава; туфли, Christian Louboutin

ФОТОAnton ZemlyanoyСТИЛЬAnna Artamonova

Юлия Лобода — Мертвая женщина (Мими)

«Отношения со зрителем возникают с первой секунды встречи! От его энергии зависит от характера выступления. Имеет ли человек правила игры, или нет? Либо да, или нет. В любом случае из дома Троекурова никого не оставит равнодушным!»

Василий Бриченко — Умер отец

«Спектакль имеет свою собственную структуру, от которой мы начинаем, но у нас есть огромное пространство для импровизации. Каждый вечер в рамках своей роли, я позволяю себе абсолютно разные вещи. И я был не один. Так что каждый спектакль не похож на другой.»

Мария Ворожи — Маша

«Иммерсив — это не мода. Участие зрителя всегда была, только это было в различных формах. Масленица — это тоже своего рода иммерсивный шоу с переодеваниями и гримом, который длится всю неделю».

Марат Домански — Архип, Верейский

«Это мой первый опыт работы в такой постановке. Все преобразованное и совершенствовалось вплоть до самой премьеры. Было много размышлений, но главное в нашем деле — верить в себя и директор».

Надежда Игошина — Дуня

«Маска дает внутреннюю свободу, и вы делаете то, что вы хотите. Я не вижу лиц, но идет сумасшедший контакт «глаза в глаза». Сливаются две атмосферы – те, которые приносят зрители, и то, что большая в доме, и… начинается волшебство!»

На Равшане: платье, Chanel; кольцо, Coco Crush, белое золото, бриллианты, Chanel Fine Jewelry, Мария: рубашка, брюки, пояс, все — Chanel; кольцо sculpted Оникс Camelia, белое золото, оникс, бриллианты, Chanel Fine Jewelry

ФОТОAnton ZemlyanoyСТИЛЬAnna ArtamonovaHe проходите мимо

Лейла Гучмазова, балетный и театральный критик

Все началось с кладбища. Не сразу отыскав вход, я влетела на Миусский погост и увидела среди могил стадо зрителей в больших наушниках. Организаторы объяснили правила: слушать аудиогид на приятной громкости, идти, куда ему скажут, команды выполнять пожелания, постараюсь не заплутать — и получили проездной билет на метро. Спектакль Remote Moscow придумали современного мышления «документального театра» — немецко-швейцарская группа Rimini Protokoll. С их подачи добровольцы в наушниках уже бродили по Вене, Лиссабоне, Берлине и других городах, измеряя свои remote — «расстояние и расстояние». В Москве, в кладбищенских декорациях, размышления о смысле жизни звучали из наушников очень убедительно. В сопровождении приятной баритон в толчее у Савеловского вокзала зрители (или слушатели?) удивился различие вечности и суеты; в метро — вместе махали руками, пробуждая от спячки москвичи и гости столицы. И еще — плелись и побежал вниз по улице, и вдруг вышли у ворот Высокопетровского монастыря. В столовой, блины, и остывшим чаем, смотрели друг на друга и слушали рассказы о жителях и посещения столицы. И продолжил «спектакль» марш бросок в светящиеся витрины Диплом, панорамным видом на Москву-реку и шампанским с клубникой. В какой «традиционный» театр, зритель будет так сильно вовлечен в поиск бытия и смысл жизни?

Другой пример иммерсивного театра. Не так давно, в питерском Гатчинском дворце отважные зрители две недели блуждали по «Лабиринтам Венера» режиссера Нулло Фачини. Четырнадцать актрис, в отдельных помещениях поверяли каждый гость свои секреты, и особенно осторожно и гости облизывали руки! По степени открытости действий была, как на знаменитые «Монологи вагины», но в новом формате human-specific, выбивающем зрителя из зоны комфорта — нет разделения на сцену и зал. Пришли в театр отдохнуть? Не там то было!

Конечно, все это началось не вчера. В знаменитую чеховскую «Палата № 6» Юрия Еремина в конце 1980-х пришлось заглянуть сквозь щели импровизированный забор, и после исполнения медсестры зрители гнали прочь — ни аплодисменты, ни занавеса.

Умный французский режиссер Ариана Мнушкина пускала по залу батоны белого хлеба, отламываешь кусок и передается дальше, думая о ближнем, как библейский рыбак. Я помню, как задиристый театральный проект зазывал на шоу в еще недостроенный Москва-Сити, где конденсат с потолка капал за шиворот.

Так что тенденция на интерактивное театральное действие не сразу, и не в стерильном пространстве. «Четвертая стена» — граница между партером и сценой — больше не нужны. Почему это, когда мы так потеряли навык живого общения и боимся чувствовать? Конечно, зритель по-прежнему ходит в «традиционный» театр, но уже готова принять участие в срежиссированных квестах, которые дают гораздо больше ассоциаций, эмоций и мыслей. Потому что это театр и был создан.