Следующий сезон prize прогремел поэтому конечный аккорд, что старожилы не припомнят: фаворит номер 1 не только остался без самого главного «Оскара», но еще и расстался с ним в середине своей речи победы — как минимум в два раза и без того преизрядный в шоке от того, что произошло. Но даже с самой потрясающей сенсации можно получить довольно мирской урок — чем и начал следивший за каждым углом оскаровской гонки кинокритик ELLE.
Лучше поздно, чем рано
«La La Land»
Одним из двух главных причин общей неудачи «Ла-Ла-Ленда» стала, конечно, ранний старт — бесспорным фаворитом оскаровской гонки фильм Дэмиена Шазелла был повсеместно провозглашен еще в начале сентября, после серии фестивальных премьер и говорить комплименты от людей калибра Тома Хэнкса. То, что в заокеанский прокат «la La Land» вышел только в декабре, это означает, что немного (хотя кое-что значит — последним фильмом, вышедшим в прокат в декабре, а английский при этом главный «Оскар», стал в десятки лет, «Ребенок на миллион»). Действительно в основном то, что за полгода в желтой майке лидера, «la La Land», успел заработать достаточно критики — и, хотя внимание к мелочам их были в основном мелочными (за исключением заявления об отсутствие экранной diversity — это просто не соответствует действительности), недооценивать эффект обратной реакции не стоит от этого момента никому.
И Трамп станет прав
Дональд Трамп
Дональд Трамп не был бы Дональдом Трампом, если бы он превратился в #EnvelopeGate еще одна история о себе, — высказавшись в том духе, что проклятый Голливуд слишком зациклился на политику и, как результат, забыл собственные профессиональные стандарты. Как правило, запутался в деталях, 45-й президент США в целом прав: при всей любви к «Лунный свет» (блестящий фильм, достойный всех его — и многие другие — награды), и в любом другом политическом климате шанс выиграть «la La Land» имеет, конечно, не было. В конце января академикам может показаться, что хэштег #OscarsSoWhite можно отправить на отдых, засыпав фильмы о черной Америке номинациями, и все цены, то отдать, «Ла-Ла-Ленду». В конце февраля либеральной Hollywood ждать чего угодно, только не обозначено, как богатый расизма в стране, где богатый расист избран президентом. Это оставило без серьезных конкурентов диснеевский «Зверополис» с иранским «бизнес-путешественников» — и, несомненно, сыграл роль в победе «moonlight».
Двойные стандарты никто не отменял…
Нейт Паркер, Кейси Аффлек
Единственный, выданных в прошлом году и оставшийся без одной оскаровской номинации фильмов о черной Америке, стала, как известно, «Рождение нации» Нейта Паркер — молодого и явно талантливого режиссера, голливудская карьера которого предположительно закончится из-за всплывшей в канун prize сезона история 17-летней давности (Паркер был оправдан по обвинению в изнасиловании, которого жертва впоследствии покончил жизнь самоубийством). Между тем, голливудская карьера Кейси Аффлека, на награду «Оскар» лучший актер, за действительно колоссальную роль в «Лондон у моря», достигло своего пика — несмотря на 7-летний обвинение в сексуальных домогательствах, жертвой который получил финансовую компенсацию, и с тех пор молчит. Возможно, разница в том, что касается Паркера — уголовное, и то, что Аффлека — гражданское. А, может, и в том, что Кейси имеет имя и деньги, на все остановки оскаровской кампании пришел в компании старшего брата и Мэтта Деймона, и на неудобные вопросы пришлось отвечать один или два раза, в то время как Нейта в Голливуде не знает никто, и приятно вопросов ему не задавали вообще. И еще он, в отличие от Аффлека, черный.
… так же, как «Оскар» для долголетия
Мерил Стрип, Виола Дэвис
Пять лет назад главная звезда «Прислуги» Виола Дэвис, считавшаяся явным фаворитом в споре за «Оскар» лучшая актриса, вдруг уступила его Мерил Стрип — за фиксированной (это сюрприз) роль в проходном фильме «Железная леди». Даже самые преданные фанаты Газа (в том числе автора этих строк) сошлись тогда на том, что третий «Оскар» Мерил награжден за точное копирование акцента Маргарет Тэтчер, а потому, что давно (это означает, что, согласно той же логики, по которой Аль Пачино получил «Оскар» за «Запах женщины», и Джефф Бриджес за «Сумасшедшее сердце»). Ну, и воскресная победа Дэвис, следовательно, не так много наград за роль в «Оградах» (хороший, но ни разу второплановую), сколько компенсации за несправедливость пять лет назад.
Все без ума от Эммы
Леонардо Ди Каприо и Эмма Стоун
Определить Виолу, где больше подходившую ей в номинации «Лучшая актриса» академики не решились, по уважительной причине: этот «Оскар» голливудский консенсус давным-давно дал Эмме Стоун. Что в который уже раз проиллюстрировало третий эффекты голливудского сексизма: в то время единственным обладателем «Оскара» лучший актер моложе тридцати остается Эдриен Броуди, и титаны, как Леонардо ди каприо (не говоря уже об аль Пачино с Бриджесом) стоят в очереди за золотым истуканом года, но декадами, молодые девушки, пожилые ученые награды регулярно. Только за последние 20 лет в соответствующей категории победа Гвинет Пэлтроу, Хилари Суонк, Шарлиз Терон, Риз Уизерспун, Натали Портман, Дженнифер Лоуренс, Бри Ларсон, и теперь Эмма — я должен объяснить, почему доигравшейся в первый (!) оскаровской номинации 63-летней Изабель Юппер в «Оскар» не светил.
Войти в историю можно и без «Оскара»
Уоррен Битти
И, наконец, давайте сойдемся на главном: независимо от того, как с неуверенностью или с улюлюканьем, если выполнены драматическое поражение «Ла-Ла-Ленда» и феерическую победу, «лунный свет», место в истории получили оба изображения. Оставшиеся без обещанных ему рекордов и последнее фигурки часов, «La La Land» — триумфами Камень, Шазелла (стал самым молодым оскароносным режиссером в истории Академии) и его гарвардского однокурсника Джастин Гурвица, а также сам факт его существования: оригинальные мюзиклы, которые способны растапливать и разбивать сердца, зарабатывая при этом больше, чем 300 миллионов, в современном Голливуде, мягко говоря, необычным. Засиявший золотым отливом «лунный свет» — самый большой «Оскар» и, не поверите, сам факт их существования: это сделано за полтора миллиона камерная драма о взрослении черный gaia, о котором слышали 45-й президент США и в 225 странах, где Америки его попытки ненавидят, случай совершенно уникальный. Иными словами, пресловутый #EnvelopeGate, в ходе которого «Оскар» лучшая картина на 2016 подержали создатели двух фильмов, установил дикой природы и неприятный, но высшая справедливость: его и действительно заслуживают оба.
Материалы на темы