Сегодня, 27. ноября, день рождения Кэтрин бигелоу — первой и единственной женщины, награжденной режиссерским «Оскаром». Искренне веря, что декадами процветавшая в Голливуде дискриминации по признаку пола доживает последние дни, кинокритик ELLE выбрал десять женщин, чьи недавние успехи за камерой не менее значительным, чем в последние достижения Мерил, Шарлиз или Марион перед ней.
Нет. 10 Анна Боден
Тихая американка обойти таких маститых режиссеров, как Агнешка Холланд, Клер Дени, в Середине Шерфиг и Джоди Фостер, но не выше десятого места, потому что их главные достижения — такие, как «Сахар», или «Это очень забавная история» — Анна привыкла делиться с партнером Райаном Флеком. Но она, как и Коэнам или Содербергу, и не только снимает, но и монтирует собственные фильмы.
Нет. 9 Niki Caro
Идет по стопам своей соотечественницы Джейн Кэмпион (давненько не напоминавшей о себе постановщицы и оскароносной сценаристки «Пианино»), новозеландка Каро привели к номинациям на «Оскар» в 13 лет, в то время Кишу Касл-Хьюз («Оседлавшего кита») и Шарлиз Терон с Фрэнсис МакДорманд («Северная страна»), и теперь удаляет Номи Рапас в роли Марии Каллас.
Нет. 8 Лиза Холоденко
Имеет украинские корни Холоденко провела в Голливуде четверть века (это была стажеркой на съемки «Парней с улицы» и дебютировал в режиссуре в 1998 году), но имя себе сделал сравнительно недавно — отличная (и номинированной на четыре «Оскара») трагикомедией «Дети в порядке» и не менее впечатляющий мини-сериалом HBO «Что знает Оливия?»
Нет. 7 Николь Холофсенер
Проведшую детство на съемках фильмов Вуди Аллена и считающую сына Мартина Скорсезе родом из Нью-Йорка стоит любить, хотя бы за то, что во всех его фильмах (например, «Обаятельная и привлекательная» и «Ненужных вещей») и был введен, Кэтрин кинер, и в лучшем из них, «Красивые слова», играл еще и тв-титаны Julia Louis-Dreyfus с Джеймсом Гандольфини.
Нет. 6 Келли Райхардт
Одним из самых интересных, без уточнения пола, американских режиссеров последнего десятилетия, хочется назвать Райхардт — скупую на слова постановщицу, которую не напугать даже вестерном («Обход Мика»), ни экотеррористами («Ночной работы»). На очереди — ее уже третья коллаборация с Мишель Уильямс, чтобы победить «Sundance», TIFF и Лондоне драму «Некоторые женщины».
Нет. 5 Андреа Арнольд
В первый раз он говорит о себе успешное «Оскар» короткометражкой «Оса», англичанка Арнольд должен был с тех пор три (!) цены на жюри каннского кинофестиваля, две премии BAFTA и одного ордена Британской империи, а как минимум пару отличных фильмов: «Аквариум» с малоизвестным тогда Майклом Фассбендером и самое последнее «Американскую милашку», где бесит и Шайа ЛаБаф.
Нет. 4 Сара Полли
Фильмография режиссера Полли имеет только три пункта, но это, что называется, всем бы такую: ее дебютная картина «Вдали от нее» почти получил «Оскар» за Джули Кристи, «Любит / Не любит» тонким драматическим актером оказался и Сет Роген, и глубоко личный для канадки проект «Истории, которые мы рассказываем» — одна из самых сильных документальных лент последних лет.
Нет. 3 Сюзанна Бир
В разные годы, лучшие фильмы именитой датчанки медаль «Оскар» («Месть») и его голливудского ремейка («Братья») — это просто у него больше всего в Голливуде, работала мало что (упал, и «Серена» с Дженнифер Лоуренс и Брэдли Купером). На спасение Бир, как это теперь принято, кабельное ТЕЛЕВИДЕНИЕ — работа на «Ночной администратор» сделала ее первой женщиной-режиссером, в призовой копилке «Оскар», «Золотой глобус» и «Эмми».
Нет. 2 София Коппола
Первая американка, номинировавшаяся на режиссерский «Оскар» (за гениальный «трудности перевода»), София не ограничивает, то статуэткой за лучший сценарий и остается в памяти, и десять лет спустя он получил за это еще и венецианского Золотого льва («где-то») с лаврами лучший в мире режиссер по фамилии Коппола. В следующем году выходит ее новый фильм «Обманули» — western Эль Фэннинг, Николь Кидман и Кирстен Данст.
Нет. 1 Кэтрин Бигелоу
Но место, прибыль в голливудской иерархии бигелоу, тем не менее, однозначно: работа с начала 1980-х годов, она успела вспомнил фильмы, в диапазоне от церковных («На гребне волны») в идеальных («Цель номер один»), и ее победа на «Оскаре» стал историческим по нескольким причинам — например, то, что главным конкурентом «Повелителя бури» Кэтрин был самый кассовый фильм всех времен, который снял ее бывший муж.