Сегодня, 21 декабря, день рождения празднует Samuel L. Джексон — любимец Квентина Тарантино и звезда сразу двух серий, входящие в пятерку самых кассовых в истории (то есть в списке самых успешных артистов всех времен, над ней только Харрисон Форд). Поздравляя Джексона с 68-летие, ELLE вспомнил его ярчайшие роли.
«Криминальное чтиво»
(Pulp Fiction), 1994
Дебютировав в кино в начале 1970-х годов, в 1994 году Джексон успел запомниться портрет в хитах калибра «Славных парней» и «Парк Юрского периода» и заработать реноме многообещающего актера роль наркомана Гейтора в «Лихорадка джунглей» Спайка Ли. Но было бы глупо притворяться, что тот Samuel L. Джексон, которого знают все, кто был в фильме, по крайней мере, один раз в жизни, не стал с «Криминального чтива». Роль джулса — харизматичным, красноречивым и дальновидным киллера — Джексон принес его по-прежнему единственной номинации на «Оскар» и место в истории поп-культуры.
«Время убивать»
(A Time to Kill), 1996
На полярном конце драмы объеме Джексона — его номинированная на «Золотой глобус» роль в одном из самых нашумевших экранизаций юридических триллеров Джон Гришэм. Играть другие убийцы (в то время — сознательно или бессознательно), актер практически не прибегать к патентованным «great vengeance and furious anger», освоение вместо этого эмоциональный спектр (отчаяние, безропотность, тихий надрыв), который связывают с его коллегами по актерскому ансамблю «Время убивать» (Мэттью Макконахи, Сандрой Баллок или Кевин Спейси).
«Джеки Браун»
(Джеки Браун), 1997
Третий фильм Квентина Тарантино не мог похвастаться ни репутацию «Бешеных собак», ни славы «Криминального чтива», но с течением времени получил все причитавшиеся ему комплименты и теперь считается одной из лучших работ режиссера. Справедливости ради, украсившие «Джеки Браун» актерские перформансы были оценены сразу и много где: Роберт Форстер номинировался на «Оскар», Пэм Гриер — на «Золотой глобус», и опасно убедительным в роли преступника широкого профиля Джексон и вовсе наиграл на актерский приз Берлинского кинофестиваля.
«Неуязвимый»
(Unbreakable), 2000
Последствия для себя десятилетие Сэм увенчал дебютом в «Звездных войнах», и нулевой началась, так может случиться, лучше в голливудской истории фильма о супергероях — переигравшей адаптации комикса на чужом поле драме М. Найта Шьямалана. В отличие от «Криминального чтива», где герои, Джексон и Брюс Уиллис знают о существовании друг друга, но в кадре происходят, «Неуязвимый» — история, где один (не подозревающих об их реальной способности супергероя в исполнении Уиллиса) немыслим без другого (хрупкая, но ужасно Джексон).
«Добро пожаловать в Лэйквью!»
(Lakeview Terrace) 2008 Года
Способность Джексон вселять в окружающих ужас и трепет одним своим видом эксплуатируется в течение последних 20 лет все и все, и очень часто — на пустом месте. Если учесть, что фильмография Сэм уже 140 (!) очки, это понятно: в одном только 2008 году, актер появился в семи картинах, в том числе один из лучших («Iron man») и один из худших («Мститель») в своем резюме. Но его, правда, украшения — выдается также в том случае, самый дешевый и сердитый боевик, где он играет копа Джексон красиво терроризирует своих соседей в исполнении Патрик Уилсон и Керри Вашингтон.
«Джанго освобожденный»
(Django Unchained), 2012
Но самое главное-человек в карьере Джексон — это все же, будь крути, Тарантино. Год назад вышел их шестой совместный фильм, вестерн «Омерзительная восьмерка» с Сэмом в главной роли, но еще больше Джексон преуспел в пятом. «Джанго освобожденного» вдруг расщедрившаяся по адресу Квентина Академии награжден двумя «Оскарами» — правда, упустив при этом шанс отметить Сэм, показал как откровение в небольшие, но памятные роли «очень отвратительного негра в истории кинематографа» (так своего «дяди Тома» разрекламировал сам Джексон).