Сегодня, 19 декабря, исполняется 36 лет Джейку Джилленхолу — нового музея Тома Форда и один из лучших актеров современности. Поздравляя Джейка день рождения, ELLE вспоминает это особенно ясно роль.

«В октябре небо»

(October Sky), 1999

Сын режиссера и сценаристки, Джилленхол дебютировала в Голливуде, в нежном возрасте десяти лет, однако в другие карьерного роста Джейка, безусловно, вмешались родители, в лучшем случае, разрешавшие ему сниматься у отца. Первый взрослый ролей Джилленхола стал, наконец, этот сентиментальный биографическая драма о сыне шахтера (Крис Купер), под впечатлением от запуска первого советского спутника заинтересовавшегося математикой и принявшегося построить собственную ракету.

«Донни Дарко»

(Донни Дарко), 2001

Если «в Октябре небо», сделал лицо молодого актера узнаваемым, «Донни Дарко» — незабываемые впечатления. Остался практически незамеченным в поле (куда его опрометчиво издал вскоре после 11. сентября), фильм о проблемном подростке, узнающем с гигантский кролик с предстоящим концом света, он быстро приобрел репутацию культового, стал хитом домашнего видео и сделок с хеллоуиновскими костюмы. Ну и для Джейка задания из памяти обычных парней с жирными тараканами в голове стали отныне нормой.

«Морпехи»

(Jarhead), 2005

После того, как посильный вклад в «Послезавтра», бестолковый, но традиционно подмявший под себя box office фильм-катастрофа Роланда Эммериха, Джилленхол сразу же вошел в элиту сильными драматическими ролями у Энга Ли и Сэм Мендес. И хотя оскаровскую номинацию и всеобщее внимание Джейку принес «Горбатая гора», его ревностный производительность в «Морпехах», медленная и красивая военная драма, где нет войны, заслуживает не меньше — и, по-моему, даже больших комплиментов.

«Зодиак»

(Зодиак), 2007

В каком-то смысле, переломной стала для Джилленхола роль у следующего голливудского классика Дэвида Финчера, почти до совершенства жанра на основе расследования бывшего газетного карикатуриста. Джейк играет того самого карикатуриста — бойскаута и книжный червь, который никто вокруг не принимает его всерьез, пока он не начнет воспринимать всерьез звание-герой, один из самых известных серийных убийц в американской истории.

«Пленницы»

(Prisoners), 2013

Два раза оказался на шаг от роли всемирно известного супергероя (сначала Человека-паука, то Бэтмен), Джилленхол дождался шанс привести собственную франшизу — но «Принц персии» попал соответствующего масштаба, то нет. Фильм, кстати, не так плохо, как о нем принято думать, но роль Джейка в последовавших за ним «Исходный код», «Патруле» и особенно в «Пленницах» все куда интереснее. Играет детектива с нервным тиком Джилленхол — бесспорный MVP этого мрачный триллер о пропавших без вести детях.

«Враг»

(Enemy), 2014

Режиссер «Пленниц» Дени Вильнев бросился, чтобы Джейка его музой, так что не прогадали оба: свободная экранизация «Двойника» Жозе Сарамого — один из самых дерзких и оригинальных фильмов последних лет, и Джилленхол в нем дистиллирует всю свою карьеру тем, что играет две основные роли: тихони учителя и самоуверенного актера. Совершенно непонятно, почему вы заметили это на пользу Джейка только дома Вильнева в Канаде, где его номинировали на тамошний аналог «Оскара».

«Стрингер»

(Nightcrawler), 2014

Номинациями и цены Джилленхола засыпали за роль в «Стрингере», суетливом боевика, где Джейку удается немыслимое: полностью избавиться от своей естественной магии, представая откровенно неприятным типом. Его, лос-анджелесского паразита с видеокамерой, часто сравнивают с героем Де Ниро из «Таксиста», и если на место Трэвиса Бикла в истории Лу Блум не нарушает, то, по крайней мере, сколько-нибудь серьезный приз ярмарки Джилленхола в конце 2014 года, не указал на это не тем, что «Оскар».

«Левша»

(Левша), 2015

Один из его самых недооцененных роль Джилленхол играл в прошлом году боксерской драмы антуана Фукуа («Тренировочный день», «Magnificent seven») — неизбежно щедрые на клише и потерявшейся на фоне вышедшей после «Крида», но показывает один из лучших актеров Голливуда на пике формы. Превратившись в немногословную гору мышц, Джейк козыряет пролетарским очарование, веселый, рифмующимся со звучащим в «Левше» хип-хопом (роль Джилленхола определяется Эминему).