Сегодня, 28 декабря, исполняется 62 лет Дензелу Вашингтон — один из самых надежных, востребованных и титулованных актеров последних трех десятилетий. Поздравляя взявшего курс на третий «Оскар» Дензела, ELLE вспоминает некоторые из его лучших ролей.
«Доблесть»
(Glory), 1989
За роль бывшего раба, воевал под флагом северян в Гражданской войне, Вашингтон получил свой первый «Оскар», и хотя его записи полно фильмов лучше, и звучит ярче того, решение ученых не может понять все то, что впоследствии будет Дензела суперзвезда, от бунтарского шарма до внезапной уязвимости, «Доблесть» уже налицо. Более того, существует мнение, что сцены, где Вашингтон серьезен, пусть одинокую слезу, блестящая карьера актера действительно принял старт.
«Малкольм Х»
(Malcolm X), 1992
В непотопляемом жанре «жизнь замечательных людей» Вашингтон будет мало равных — в течение трех десятилетий в Голливуде, актер сумел прославиться ролью многих исторически значимых личностей, от южноафриканского активиста Стива Бико в «Кличе свободы» до американского боксера Рубина «Ураган» Картера в «Урагана». Но имя Дензелу сделала второй из его коллабораций со Спайком Ли — 200-минутный байопик Малкольм X, оставаясь одним из самых влиятельных афро-американцев всех времен.
«Кровавый прилив»
(Crimson Tide), 1995
Многажды доказав свою драматическую ценность, большую часть 1990-х годов Вашингтон провел, снимаясь в добротных, коммерчески успешных триллеров в диапазоне от юридического («Дело о пеликанах»), криминального («Власть страха»). Лучшие из них — это, пожалуй, «Багровый прилив», где Дензел играет старпома американских подводных лодок, сталкивается лбами с Джином, Хекмэном и в первый раз сотрудничает с Тони Скотт, для которого впоследствии станет стандартным музой.
«Тренировочный день»
(Training Day), 2001
Одним из самых громких сюрпризов в карьере Вашингтона, было то, как убедительно он, привыкший играть сложно, но в целом положительных героев, вжился в роль хрестоматийного злодея — ветеран лос-анджелесской полиции, что превращается в ад один день из жизни своего нового напарника. Сыгравший последнего Итан Хоук был награжден оскаровской номинации, но в историю вошел Дензел, к удивлению многих обставивший Расселла Кроу («Игры разума») и который стал первым афро-американцем, награжденным двумя «Оскарами».
«Гангстер»
(American Gangster), 2007
Способы, как Вашингтон и Кроу (уже снимавшихся вместе в проходном боевике «Навыки») перешел несколько лет спустя, в криминальной драме Скотта-старшего, сэр Ридли, устроившего два из лучших актеров своего поколения, в общем то на пользу образу и подобию full-time цены Роберт Де Ниро и Аль Пачино в «Схватке». Следующий (и пока последний) байопик Дензела, сыгравшего всамделишного наркобарона Фрэнка Лукаса, принес ему шестой — и не последний — номинация на «Золотой глобус».
«Экипаж»
(Flight), 2012
Шестую номинацию на «Оскар» — больше, чем Сидни Пуатье, Уилла Смита и Samuel L. Джексон вместе, Вашингтон получил наиболее убедительным из ее более поздних ролей — многоопытного пилота, алкоголика и наркомана, чей героизм во время аварийной посадки самолета не отменяет вопросов о том, почему, в самом деле, стал несчастный случай. Голливудский король амбивалентности, Дензел конфликт своего героя настолько глубоко, насколько это в принципе возможно.
«Забор»
(Пикет), 2016
Режиссерская карьера Вашингтоне складывается пока не так успешно, как актерская, ни «История антуана Фишера», ни «Большие спорщики» с Дензелом по обе стороны камеры сенсациями не стали. Его лучший шанс на признание в качестве постановщика — рассказывать о черные семьи в Питтсбурге в 1950 году «Забора», блестяще сыгранная адаптация классической игры Augusta Уилсон, налицо бродвейская версия который принес Вашингтон и Виоле Дэвис наград «Тони», и совершенно новая голливудская может заработать на «Оскару».