Сегодня, 9. июля, день рождения отмечает Том Хэнкс — когда-то крупнейший захваленный, и теперь один из самых недооцененных актеров Америки. Поздравляя Хэнкса 61-летие, ELLE посвятил ему еще один выпуск рубрики о лучших людях в Голливуде, и их отношения с американской Киноакадемией.

Номинация: 5

«Оскар»: 2

«Оскар» №1: «Лучший актер»

(«Филадельфия»), 1994

Свой первый «Оскар» 37-летний Хэнкс выиграл, одолев не только титанов калибра Дэниел Дэй-Льюис («Во имя отца») и Энтони Хопкинс («На исходе дня»), но и главной звездой фильма года Лиама Нисона («Список Шиндлера»). Не удивлюсь, однако никого: приходит в канун Рождества, драма Джонатана Демме вошла в историю как первый большой голливудский проект на тему Спид и стала хитом как в поле, так и у критиков, и в частности, отмечавших точно ревностный производительность Хэнкса. Похудев на 16 килограммов и играл больного Спидом адвоката, которая в суд на уволившую его (якобы из-за болезни, но на самом деле из-за болезни и сексуальной ориентации) фирму, Это оказалось одним из символов системного сдвига, благодаря которому его коллеги перестали бояться ролей гомосексуалистов, и голливудские сценаристы научились писать. Принимая награду, Хэнкс не на шутку расчувствовался, — признался, в частности, что геями были два важнейших в его жизни человека, преподаватель актерского мастерства и одноклассник, но не забыл и сострить на тему вашего просмотра романа (его любовник в «Филадельфии» играл Антонио Бандерас).

«Оскар» №2: «Лучший актер»

(«Форрест Гамп»), 1995

Только через год в историю вошел и сам Хэнкс, который стал первым со времен Спенсер Трейси и оставшиеся последнее лицедеем, побеждавшим в категории «Лучший актер» два раза подряд. На этот раз среди претендентов Того, были Пол Ньюмен («Дураков нет»), Морган Фримен («Побег из шоушенка»), и на мгновение, Джон Траволта («криминальное чтиво»), но шедевру Квентина Тарантино пришлось ограничить статуэткой за лучший оригинальный сценарий, в то время как большинство основных «Оскаров» достались «Форресту Гампу». Дань сентиментальным суперхита Роберта Земекиса принято вспоминать, как незаслуженный триумф больших студий над авторским кино, и даже если вы предпочитаете «Гампа» «Чтиву», и действительно очень трудно, на победу Хэнкса (утвержденных на главную роль, после того как от него отказался, кто бы мог подумать, Траволта) критика в адрес фильма, как правило, не распространяется. Только Форрест Гамп — туго соображающий, но глубоко положительный герой, экранные приключения, которого слегка навязчивым иллюстрируют историю Америки ХХ века —зацементировал за актером статус национального достояния, в котором считает, живет вот уже третье десятилетие кряду.

Поражения: на «Оскар» Хэнкс еще три раза, один раз когда проиграл в 1980-х годов (выход в комедии «Большой» ученые предпочитают Дастина Хоффмана в «Человеке дождя»), 1990 (роль Тома в «Спасти рядового Райана» не устояла перед натиском Роберто Бениньи в «Жизнь прекрасна») и 2000 (Рассел Кроу в «Гладиаторе» члены Академии оценили выше, чем Хэнкса в «Изгое»). Вопросы есть разве что к победе итальянца, но, должно быть, у Тома и Эдвард Нортон («Американская история Х»), а остальные без номинации Джефф Бриджеса («Большой лебовски»).

«Спасти рядового Райана»

Роль, достойная награды: получил пять номинаций и два золотых истуканов за десять лет, Хэнкс, кажется, исчерпал, выписанный ему академиками авторитет и остается без их внимания, вот уже 16 лет, а в случае, что в нулевых это было объяснимо, то в последние годы — с трудом. Особенно трудно оправдать обиду, нанесенную триллеру «Капитан Филлипс», где Хэнкс вспоминает о своем недюжинном драматическом классе одну сцену (и в целом отлично).

«Капитан Филлипс»

Перспективы: на очереди у Тома — его пятый (не считая продюсерских) коллаборация с другим дважды оскаровским победителем Стивен Спилберг. В идеально вписывающейся в то время Трамп драмы «Газетчики» Хэнкс играет знаменитый издатель The Washington Post Бен Брэдли и делит экран с Мерил Стрип.

Материалы на темы