Сочетать работу и личную жизнь так, чтобы не страдал ни один из аспектов не является легкой задачей. Понятие work-life balance появился, чтобы помочь нам себя, чтобы найти баланс между карьерой, домом, семьей и хобби. Жительницы северных стран проводят в офисе довольно много времени, но они могут терять этот баланс. Анастасия Добровольская, менеджер по развитию бренда работодателя и подбору персонала IKEA, сказала она, как достичь work-life balance-скандинавски.
1. Во-первых, подумайте: из чего состоит ваша жизнь?
Секрет гармонии заключается в правильном расположении приоритетов. Кто-то слишком много времени на работу и чувствует себя несчастным, кому-то, наоборот, не хватает самореализации в профессиональной сфере. Понять, чего не хватает, это только вам поможет «Колесо коучинга». Это упражнение поможет вам увидеть, что вы будете тратить свое время, чтобы сбалансировать все области и выделить важные.
Упражнение: Определите, от 6 до 10 самых важных областей в вашей жизни. Например: работа, досуг, семья, здоровье, финансы, образование. Нарисуйте на бумаге круг и разделите его на секторы и напишите на них названия сфер. Затем по 10-балльной шкале оцените важность каждой отрасли и закрасьте от центра круга к границам. Чем больше вы будете довольны набором, тем более закрашенным окажется сектор. Теперь посмотрите на получившийся рисунок и подумайте: что вы хотели бы изменить? Какие области увеличить, а что уменьшить? Будет выглядеть, как «велосипед» гармонично после этих изменений? Если для вас трудно решить, проанализируйте 3 области, которые сильнее всего заряжают вас энергией и вдохновляют.
2. Пусть карьеру
Задайте себе вопросы: что работа означает для меня, что в ней действительно важно? Существующее рабочее место вашим потребностям и ожиданиям? Если выводы неутешительные, попробуйте подумать, как выглядит ваша работа мечты. Пофантазируйте и представьте себе ваш идеальный день: что вы делаете, в каком темпе, как выглядит ваше рабочее место, и как организованно общение с коллегами. В странах Скандинавии считается, что идеальная работа-это та, которая помогает сохранить work-life balance сама по себе, не делает человека каждый день бороться за право чувствовать себя комфортно. Вот чек-лист с условиями, которые должны содержать гармоничного рабочего процесса согласно шведских стандартов:
— возможность частичной занятости и сочетание работы с другими сферами жизни
— возможность удаленной работы
— возможность уйти в декрет не только мамы, но и папы
— возможность самостоятельно составлять свое расписание и выделить часов в течение дня
— альтернативы командировкам: например, камеры в Skype
— дополнительные дни отпуска по особым случаям: свадьба, рождение ребенка, важные даты.
Упражнение: Выделите в списке выше, элементы, которые являются для вас особенно важно. Запишите на лист пожелания к работе мечты и добавьте к ним элементы из списка. Сейчас в поиске нового рабочего места, вы сможете понять, насколько соответствует вашим желаниям и потребностям той или иной версии.
3. Живите полной жизнью, и дома, и на работе
Еще один секрет work-life balance: не проводить границы между жизнью и работой. Это не значит, что вам придется брать работу на дом, или лень на рабочем месте. Просто подходите ко всему, что вы делаете, осмысленно и с удовольствием. Отучитесь воспринимать работу как тяжелую необходимость, и дом как единственный оазис спокойствия. Обратите внимание на свои отношения с коллегами и общую эмоциональную атмосферу в офисе. Возможно, что нужно что-то изменить, чтобы чувствовать себя на работе лучше? Работа может дать много возможностей для развития: не бойтесь взять на себя ответственность, принимать решения, делать ошибки и делать выводы, развиваться как профессионал.
Упражнение: Попросите на работе о возможностях личного или профессионального развития. Это могут быть книги из библиотеки бизнес-литературы, электронные учебные курсы, обучение, поддержка профессионалов, изучение английского языка, возможность работать на проекте в другом городе в рамках своей профессии или попробовать себя на новом поприще.
4. Планируйте будущее
Быть в гармонии — это значит чувствовать себя спокойно и уверенно. Это вносит свой вклад в планирование будущего и выбор наиболее выгодный в перспективе вариант. Это касается не только возможности экономить, откладывать суммы на банковский счет и проценты на пенсионные взносы и сделки с недвижимостью. Социальные условия работы тоже дают уверенность в будущем. Хороший работодатель-это тот, который по крайней мере может обеспечить страхование ДМС и офисного врача, как максимум заплатить за питание сотрудников, расходы на связь и профиль-курсы.
Упражнение: Составьте чек-лист: запишите, какие выгоды, накопления, достижения, способности и бонусы в вашей жизни уже есть. Подумайте, что вам не хватает для того, чтобы чувствовать себя уверенно в будущее?
5. Не бойтесь просить о помощи
Иногда, чтобы лучше понять себя, вы должны просто поговорить с умным человеком и задавать правильные вопросы. В IKEA для этих целей приглашаются сертифицированные коучи из России и других стран, а также сами менеджеры обучены методам коучинга. Каждый сотрудник может обсудить наболевшие вопросы: от саморазвития до конфликтов с коллегами или боссом. Если такая система не предусмотрена в вашей фирме, и вы сами можете обратиться к профессиональным коучу или ментору, но, возможно, вам хватит на разговоры с мудрым близким человеком, который позитивно настроен и искренне хочет помочь.
Упражнение: Найдите человека, которому вы сможете задать интересные вопросы. Опишите ваши страхи, неприятные ощущения, цели и ожидания.
Материалы на темы