На этой неделе в российский прокат выходит новый фильм Федора Бондарчука «Притяжение». Подробности об этом проекте до последнего держатся в секрете, понятно только, что фильм рассказывает о нашествии внеземных цивилизаций в Москву. В преддверии премьеры картины ELLE вспомнил предыдущие режиссерские работы Бондарчука. Их мало, но каждая из них на вес золота. Более того, судя по бюджетам, и это в буквальном смысле.

«Девятая рота»

2005

Режиссерский кинодебют Бондарчука, который получил на весь экран (широкий в буквальном смысле — потому что фильм пошел везде), в целом, был признан хорошим. Как в коммерческих отношениях (кассовый рекордсмен-2005, колоссальные сборы, толпы у билетных касс), так и в художественном. «Девятая рота» был вполне убедительным, и в ней было все в правильной пропорции — и военные драмы, и патриотизм, и человеческие истории, и романтики, финансовые и бизнес-район. Бондарчук малость переборщил с заведомо клиповой эстетикой, чем его мягко упрекали критики. Но. Во-первых, «Девятая рота» — массовый продукт, но такой стиль в середине года был до сих пор. Во-вторых, известно, что болезнь всех дебютанта — попытка «впихнуть невпихуемое», поиграть все мышцы сразу, показать все, что может. Кроме всего прочего, ленты, открыла путь в большой звезды всей «роте» молодых актеров. Кто и как с пусть этим заранее, это другой вопрос. Но шанс Артуру Смольянинову, ‘ Чадову, Константину Крюкову, Ивану Кокорину, Михаилу Евланову, Артему Михалкову предоставлен был.

«Обитаемый остров»

2008

Второй проект Федора Бондарчука был еще больших размеров, чем «Девятая рота» — и в смысле производства, и в некотором смысле творческие амбиции. «Гламурный режиссер позволил, чтобы за культовую книгу советской интеллигенции» — как реакция на «Обитаемый остров» не была единичной. Опасения адептов поклонников одноименного романа Стругацких что-то сбудется, что-то нет. Фильм и действительно вышли яркие, сочные, рисунка, фантазии, и в то же время очень убедительно. Очевидно было и бережное отношение режиссера к первоисточнику. Точки над «i» расставил Борис Стругацкий, публично заявивший, что лента ему понравилась.»Фильм очень понравился, я считаю, что счастье для режиссера. Картина снята очень близко к тексту, герои, как правило, очень хорошо», — сказал писатель после выхода фильма. И он даже добавил, что если бы сам взялся за корабли, то знал бы, что добавить на которую Бондарчуком. Кроме того, Борис Стругацкий остался доволен игрой Василия Степанова (в исполнении Максима Каммерера), к которому у критиков были вопросы (публика, особенно ее женская часть, претензий к Степанову не было). «Максим Каммерер такой, как мы его понимали», — удивил всех поклонников писателя. Как «Девятая рота», «Остров», дал старт в жизни новичка, что сам Степанову, так же, как Юлия Снигирь. И если Василий Степанов, помелькав, исчезла с радара, то Снигирь держал и очень сегодня востребована.

«Сталинград»

2013

Этот фильм окончательно утвердил Бондарчука в состоянии режиссера, который способен в любой сказке рассказать, как эпик. Тем не менее, Сталинградская битва сама по себе является событием, к которому они относятся только эпические свойства. Отсюда двойной риск, потому что на площадке за военный сюжет, тем более такой, нужно иметь мужество. Бондарчук этот вызов принял, кроме того, в предыдущих картинах уже не рисковал, в «Девятой роте» замахнувшись на афганскую тему, и в «Обитаемом острове» — культовый роман. Это, видимо, был и личный вызов Бондарчука — после неоднозначно принятой «Острова», чтобы показать всем, что он не обязан применять право на режиссерское кресло. Приглашенные западные звезды (пусть это будет A-list, но все же), музыка большого Замка Бадаламенти, масштаб батальных сцен, огромный бюджет — «Сталинград» вышел настоящим колоссом, но только не на глиняных ногах. В общем, что бой Федор Бондарчук выиграл, по крайней мере, в коммерческом смысле — «Сталинград» стал невероятно кассовым хитом, заработав более 50 миллионов долларов. То есть зрители фильм приняли. Что на печати, отзывы были разные, и негативные критика обычно направлена на тезису «изображение есть, содержания нет». Бондарчуку, похоже, никогда не избавиться от клейма «гламурный режиссер». Но стоит ли обращать на это внимание?

Материалы на темы